О компании
Новости
О нас пишут
Технологии
Продукция
Покупателям
Партнерам
Контакты
Видео
Вопросы и ответы
Новинки
Салон Audio Video
Декабрь 2002 года

ИЗ АЛЕКСАНДРОВА С ЛЮБОВЬЮ

Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

ДАВНЫМ-ДАВНО У АРКАДИЯ РАЙКИНА БЫЛА МИНИАТЮРА ПРО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ СШИЛИ КРИВОЙ КОСТЮМ. ОН ПОШЕЛ ЖАЛОВАТЬСЯ В АТЕЛЬЕ: "КТО СШИЛ ЭТОТ КОСТЮМ?" ВЫШЛО 100 ЧЕЛОВЕК - ОДИН КРОИЛ, ДРУГОЙ ОБМЕТЫВАЛ ШВЫ, ТРЕТИЙ ПРИШИВАЛ ПУГОВИЦЫ: В ПРОИЗВОДСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕВИЗОРОВ ЗАНЯТО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО РАБОТНИКОВ, НО НАС ПО-ПРЕЖНЕМУ МУЧАЕТ ВОПРОС: "КТО СШИЛ ЭТОТ ТЕЛЕВИЗОР?"

С техникой категории Hi-End обычно все ясно: у каждого высококлассного аппарата есть свой создатель, и его имя не трудно установить. Иногда на корпусах даже ставят таблички типа "Designed by John Curl" и т.п.
Личность создателя значительно важнее, чем страна производства. Это философия звука или изображения, инженерное кредо и гарантия качества. Никто ведь не станет подписывать технику сделанную кое-как, не так ли?
С техникой массовой, серийной значительно сложнее. Международное разделение труда привело к тому, что место производства того или иного аппарата можно определить лишь с очень большими оговорками. Где, говорите, сделан телевизор? В Единой Европе? А кинескоп откуда? А чипы? А пассивные элементы? Кто, наконец, писал программу управления процессором? Почти на все эти вопросы можно найти ответ, попросту вскрыв телевизор (хотя программист все равно останется "неизвестным солдатом"). Вот только продавец даже в самом замечательном магазине не сможет просветить покупателя на этот счет. Максимум - с умным видом зачитает надпись на упаковке.
А нужно ли на самом деле знать, кто сделал телевизор? Если речь идет о продукции мировых брэндов, наверное, не нужно. Иное дело, если на коробке написано: сделано в России.
Позволю сделать предположение: не так уж много найдется сейчас отважных, готовых купить полностью российский телевизор - с нашим кинескопом, микросхемами, конденсаторами и сопротивлениями. Ясно, что сейчас все российские телевизоры содержат в себе в том или ином количестве импортные детали. Возникает масса вопросов:, как много, какие? И наконец, самый интересный: где пролегает та грань, за которой полностью импортный телевизор превращается в российский и наоборот? Это отнюдь не праздный вопрос, и волнует он не только покупателей. А еще, например, государство, у которого отечественные производители простят помощи. Кому помогать? Своим производителям или мировым поставщикам комплектующих?
С "отверточной" сборкой все более-менее ясно - это известный способ ухода от пошлин, но отнюдь не повод для национальной гордости. К тому же "чисто" импортные телевизоры (и особенно самые дешевые модели) часто не самым лучшим образом работают в России. А сервис? Гарантируют ли умельцы, лишь засунувшие в корпус готовое шасси и кинескоп, обеспечить квалифицированный ремонт и сервис? Вопросы, вопросы, вопросы:
Дать потребителям информацию о том, кто делает российские телевизоры, должна пресса. Но кто представит ее журналистам? Только сами производители. Похоже, они осознали висящую в воздухе общественную потребность. Пока не все, только один.

В двух часах от ответа

Когда нам позвонили из компании "Бытовая электроника "СОКОЛ" и предложили посетить их производство телевизоров на заводе "Арсенал" в Александрове, мы сразу же согласились. Вот когда все отечественные брэнды станут устраивать для журналистов подобные экскурсии, тогда мы будем оттопыривать нижнюю губу и раздумывать, ехать нам или нет. А сейчас это - экзотика. Проще побывать на электронном заводе в Англии, чем у нас.

Все было предельно просто и без церемоний. Никто не заказывал специально лимузин для поездки, не приглашал военный оркестр и победительниц конкурсов красоты, чтобы махать нам вслед платочками. Просто главный конструктор компании Сергей Скоков собрался по своим делам на завод и заодно прихватил меня.
На столе у директора "Арсенала" Алексея Бочарова - ЖК-дисплей, выпущенный на родном предприятии.
Вряд ли в Москве он смог бы мне выделить целых два часа своего времени, чтобы рассказать о предприятии. А тут деваться некуда - пришлось коротать дорогу:
Оказывается, и Торгово-промышленная компания "Бытовая электроника "СОКОЛ" и Техническая компания "Арсенал" входят в состав холдинга "М.ВИДЕО". Ага, подумал я про себя, со сбытом у ребят проблем быть не должно. А вслух сказал:
- Теперь понятно, почему вы делаете свои телевизоре именно в Александрове.
- Да нет. Нас это действительно устраивает во всех отношениях.
- А если вы вдруг решите, что где-то в другом месте собирать выгоднее? Сможете уйти?
- Ну: Скажем так: без нас завод не погибнет.
Действительно. Чего только не делают на "Арсенале" - не только телевизоры, но и телефоны, пылесосы и другую электробытовую технику. Короче, все, что закажут. Кстати, там же собирает свои телеприемники и ближайший конкурент "Сокола" - "Полар-ТВ". Чудеса! Наверное, такое только в России возможно? Да нет, так делают сейчас во всем мире - OEM-производство* стало стандартом и приобретает глобальный характер.
Современный телевизор, да и вся остальная электроника, отличается высокой степенью интеграции, поскольку построен на "умных" специализированных микросхемах. Если в старых аппаратах большинство функций реализовывалось в железе, с помощью электронных, а порой и механических элементов (разбирали когда-нибудь старинный ПТК?), то сейчас - в процессорах, управляемых специально написанными для них программами. Именно от них зависит в значительной степени функциональность аппарата.
"СОКОЛы" - полностью российская разработка. Естественно, и софт для них пишут в России, благо толковых программистов у нас пока хватает. Высший класс в этом деле - программирование контроллеров "под маску", то есть использование микросхем без флэш-памяти: программу, созданную разработчиком телевизора, в них "заливает" производитель микросхем. Это позволяет заметно снизить себестоимость. Но минимальная партия таких контроллеров - 50 тысяч штук. И если в программе обнаруживаются серьезные ошибки, исправить их уже нельзя. Вся партия микросхем - на помойку. Позволить себе такую методику работы могут только те, у которых сильные команды программистов и достаточно высокие объемы производства.
"СОКОЛ" себе это позволяет, и Сергей Скок этим очень гордится. А микросхемы контроллеров, естественно импортные. Как и кинескопы, видеоусилители и все остальные компоненты. Главный конструктор категорически не признает отечественные комплектующие - с ними телевизоры ломаются.
Скок буквально зациклен на надежности, и заразил этим всю свою команду. В этом я убедился, когда мы приехали на завод.


Сергей Скок: торжество конструктора - воплощение инженерной мысли.


Где сердце успокоится

Это совсем не тот старый телевизионный завод в Александрове, известный всем еще по советским временам. Совершенно новое предприятие, возникшее на развалинах древней часовни. От старого "коллеги" ему досталось лишь некоторое количество опытных работников. Кстати, сам Скок тоже ведь не с Луны свалился - не один год проработал на "Рубине", человек он в отрасли известный.
Мелкие детали набиваются на плату автоматом.
- На "Горбушку" теперь не езжу - сердце кровью обливается, когда вижу, во что превратились рубиновские цеха. Не раз зарекался: не буду связываться больше с производством. Пришел на "Сокол" временно - попросили помочь. И незаметно для себя втянулся. Интересно здесь...
Да уж, конечно, не соскучишься. Завод растет буквально на дрожжах. Уже работающее предприятие постоянно достраивается.
- Сначала ставим технологическую линию, запускаем ее, а потом строим вокруг нее стены, - шутит Скок. Или не шутит?
Экстерьер у "Арсенала" отнюдь не парадный - похож больше на стройку, чем на работающее предприятие. Но это создает непередаваемое ощущение динамики и жизненного пульса. Через несколько лет он, конечно, угомонится, станет ухоженным и благообразным, как все современные электронные предприятия. Но мне почему-то кажется, что все потом будут с нежностью вспоминать нынешние времена: Однако довольно лирики, вернемся в цеха.
Ни о какой "отвертке" здесь не может быть и речи: телевизоры полностью делаются на месте. Сначала травят платы, потом набивают в них на автоматах мелкие детали. Затем вручную устанавливаются трансформаторы и другие крупные компоненты: Так работают во всем мире. Почитайте репортаж Александра Тарима с британской фирмы Naim (он опубликован в этом же номере) - там используется схожая технология. Без чутких женских рук не обойтись нигде - ни в Солсбери, ни в Александрове.
Качество конечного продукта зависит не только от комплектующих и сборки, но - в значительной степени - от настройки. В свою очередь, от ее алгоритма - производительность труда, а значит и стоимость готового аппарата. У "Соколов" с этим полный порядок, и это - еще один предмет гордости у Сергея Скока.
В одном из цехов обнаруживаю поддон с бракованными кинескопами.
- Ваши? - спрашиваю у главного конструктора.
- Нет, вот посмотрите - это отечественная продукция. А мы ее не используем. Сами видите, почему.

Разговор о надежности телевизоров продолжился в кабинете у Алексея Бочарова, генерального директора "Арсенала".
По моим представлениям, сложившимся еще в советскую эпоху, директор крупного завода - это пузатый дядька с командирскими замашками, а в директорском кабинете можно кататься на велосипеде. Времена и типажи меняются. Кабинет директора на "Арсенале" совсем маленький, да и сам Бочаров больше похож на инженера или научного работника, чем на директора. Что, впрочем, не мешает ему быть очень сильным руководителем - об этом мне говорили все, с кем общался на заводе.
- Наша продукция идет по всей стране, и особым спросом она пользуется в российской глубинке, - объяснял мне Бочаров свое трепетное отношение к надежности. - Какой там может быть сервис и ремонт? Телевизоры просто не должны ломаться.
На самом деле у "СОКОЛа" уже сейчас более ста авторизованных сервисных центров. Но страна-то большая.
- Кстати, а почему вы решили строить завод с нуля? Ведь можно было, наверное, использовать уже существовавшие в городе мощности?
- Так проще. Если берешь уже что-то готовое, что было сделано в прежние времена, обычно выясняется, что многое было сделано не правильно. Мы пришли на пустое место, и это дало нам полную свободу в принятии решений. А потом, ведь знаете, главное в производстве - это не стены и оборудование, а команда профессионалов и единомышленников, и такая команда у нас есть.
- Какое, на ваш взгляд, сейчас самое узкое место в производстве российских телевизоров?
- Отсутствие компонентов отечественного производства. Те что есть, не соответствуют современным стандартам и требованиям.
- А они нужны? Не проще ли купить за границей?
Плата готова - осталось только пропаять.
Корпуса тоже штампуют прямо на "Арсенале".
Осень - конвейер работает на полную мощность. А весной его остановят на пару недель - работникам нужно засадить свои огороды.
Женщина с паяльником - опора мировой электроники.
На окончательной сборке и наладке телевизоров тоже преобладают женщины.
- Интересный вопрос. Думаю, что нужны. Что такое импорт? Это - "длинные" деньги, очень сложная логистика и т.д. и т.п. Таможня. А главное - это деньги, которые уходят за границу. Это рабочие места, но не здесь, у нас, а в других странах.

Дорога назад

Даже такая, казалось бы, далекая от политики вещь, как производство телевизоров, обретает в России черты государственной проблемы. А ведь александровцам приходится конкурировать не только с японскими, корейскими и европейскими брэндами - наседают бывшие соотечественники из Белоруссии. Которые, между прочим, пользуются у себя государственной поддержкой и потому могут продавать свою продукцию по демпинговым целям. Впрочем, ни Сергей Скок, ни Алексей Бочаров на конкурентов не жаловались. Не до того им. Некогда. И вообще они произвели на меня впечатление очень увлеченных и влюбленных в свое дело людей. Таких любили рисовать в своих очерках мои коллеги-журналисты из советских изданий. Не знаю, были ли на самом деле подобные энтузиасты в те времена. Сейчас они точно есть. В конце концов, качество техники определяется не железками и не местом производства, а людьми, которые ее делают.
Известно, что японцы предпочитают покупать аппаратуру, сделанную именно в Японии, а не где-нибудь еще. Они очень любят свою страну и уважают себя, а потому абсолютно убеждены, что лучше них никто технику не сделает.
Последняя коробка на поддоне - можно отправлять в продажу.
Господи, думал я на обратном пути из Александрова, неужели и мы начинаем себя уважать?

P.S. Видел недавно по ТВ рекламу очередного новоиспеченного российского телевизионного брэнда. За 15 секунд успели в рекламном ролике ярко расписать все выдающиеся достоинства новой марки. И только забыли дать ответ на старый вопрос: "Кто сшил этот телевизор?".


Copyright Сокол, 2003 г.
sokol@sokol-tv.ru