О компании
Новости
О нас пишут
Технологии
Продукция
Покупателям
Партнерам
Контакты
Видео
Вопросы и ответы
Новинки

  Торговая газета
  19 апреля 2002 года. С. 2.

  Смогут ли русские "Соколы" и "Рубины" одолеть заграничных "Самсунгов"

  В Деловом центре ТПП РФ Торгово-промышленная компания "Бытовая электроника "СОКОЛ" и Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) провели пресс-конференцию "Отечественный производитель телевизоров. Кто он?".

  Перед журналистами выступили президент РАТЭК Александр Пляцевой, генеральный директор ТПК "Бытовая электроника "СОКОЛ" Дмитрий Тиманов и другие руководители этого предприятия. Они рассказали о состоянии и проблемах российского рынка телевизоров. Поделились своим видением, по какому пути может развиваться отечественное производство. Кроме того, на пресс-конференции были представлены новые модели телевизионной техники марки "СОКОЛ".

  Что же собой представляет сегодня рынок такого потребительского товара как телевизоры? Обратимся к цифрам.

  По итогам 2001 г. в России было продано 4 млн. телевизоров. Из них зарубежные марки составляют 2 950 000 единиц (73,75%). Российских телевизоров (без учета продукции из стран СНГ) в 2001 г. было продано 550 тыс., что составляет 13,75% от общего числа продаж. Количество проданных в России белорусских телевизоров (Horizont и Витязь) - 500 тыс. (12,5%).

  Из зарубежных марок на территории России самой популярной является "Самсунг" (в прошлом году было продано около 1,2 млн. штук). Причем частично эти телевизоры собираются на территории Российской Федерации. На втором месте стоит известный корейский брэнд LG (продано чуть меньше, около 1 млн. штук), тоже выпускаемый частично в нашей стране, в Подмосковье. На 3-м месте - Daewoo (около 200 тыс. штук), дальше Thomson, около 150 тысяч, тоже частично собирающийся на территории России, в Калининграде. Остальные известные брэнды продали меньшее количество (например Sony - около 40 тысяч телевизоров).

  Российские брэнды представлены на рынке в основном тремя крупными компаниями: "СОКОЛ", "Рубин" и "Rolsen". Они произвели вместе с другими компаниями 550 тыс. шт.

  Как видим, наиболее популярными в нашей стране остаются все-таки зарубежные марки. Почему? Как правило, они (в первую очередь речь идет о корейских, в том числе крупных фирмах, производящих телевизоры), в отличие от российских, пользуются реальной поддержкой государства. В то время как наши отечественные заводы на одни только таможенные пошлины, не говоря уже об остальных проблемах, тратят от 20 до 30% (в долларах) от складывающейся себестоимости выпускаемой продукции.

  В то же время очень важно, что российские производители отечественных марок стремятся сделать все возможное, чтобы их популярность возрастала среди отечественных потребителей, прежде всего за счет качества и ценовой политики. Несмотря на то, что за 2001 год цены на отечественные телевизоры выросли в среднем на 8%, российским производителям удается удержать цену на 10-15% ниже иностранных аналогов. Показательно, что в регионах, где уровень доходов населения ниже, чем в столице. Процент продаж российских марок на 40% выше, чем в Москве. Покупателями отечественной техники являются в основном россияне со средним уровнем дохода $200 в месяц. Это, как правило, служащие и члены их семей в возрасте 35-50 лет и пенсионеры, ориентированные на покупку функциональной надежной бытовой техники по оптимальной цене, не стремящиеся к приобретению "раскрученных" зарубежных брэндов.

  Особенно преуспели отечественные компании в сегменте сравнительно недорогих (менее 300 долларов) телевизоров, причем наиболее популярными остаются модели с классической диагональю - 14, 20 и 21 дюйм.

  Предполагается, что доля отечественных телевизоров в 2002 г. составит 25% от общего числа продаж (из расчета, что в 2002 г. на российском рынке планируется продать 4,4 млн. телевизоров различных производителей).

  Тенденции развития отечественного производства следующие: как мы уже отмечали, ценовая политика, увеличение объемов и выпуск моделей с плоским экраном, расширение потребительских функций телевизоров, ориентация на эксклюзивность дизайна корпусов, предоставление гарантийного и сервисного обслуживания. Если эти планы будут осуществлены, то и в сегодняшних условиях производство может успешно развиваться.

  Вместе с тем следует отметить, что предприятия, производящие в России телевизоры, не в равной мере эффективны для отечественной экономики, так как сам процесс изготовления продукции осуществляется неодинаково.

  В настоящее время телевизионные производства работают по трем схемам. Это, во-первых, так называемая "отверточная" сборка, когда все комплектующие, включая корпус и упаковку, закупаются (зачастую в виде собранных "узлов") у одного поставщика, как правило, в Китае или Корее. На линию, таким образом, поступает разобранный телевизор, и производителю остается только собрать все детали воедино при помощи отвертки. Выгода от такой сборки вскоре потеряет свою актуальность. К этому типу сборки, по сути, относятся все производства известных зарубежных брэндов на территории РФ (Samsung, LG, Philips).

  Во-вторых, существует сборка "узлами": производитель закупает готовые "узлы" телевизора в виде набора комплектующих у 2-3 поставщиков и собирает все это под собственной торговой маркой. Такой схемы производства придерживаются российские компании Erisson и Rolsen.

  Обе эти схемы, кроме некоторых достоинств, имеют существенные недостатки. Так, в первом случае (для зарубежных брэндов, осуществляющих производство на территории России): реинвестирование прибыли идет на развитие иностранных, а не отечественных технологий и производств. В обоих случаях отсутствуют собственные электронные разработки.

  Самым прогрессивным для отечественного производства по мнению специалистов является полный технологический процесс. В этом случае производитель сам разрабатывает схемотехнику и софт. На основании этого поэлементно закупает комплектующие и пресс-формы, изготавливает корпуса. Такая организация производства позволяет оперативно внедрять мировые новинки радиоэлектроники, обеспечивает адаптацию к условиям местного вещания и дает максимальные преимущества по критерию "цена - качество".

  Преимущества отечественных производителей, работающих по данной схеме, к тому же позволяют обеспечивать россиян рабочими местами, привлекать высококвалифицированных специалистов-электронщиков. Возрастают и налоговые платежи в казну РФ. Российское нерентабельное предприятие в этом случае превращается в эффективное производство, а реинвестирование прибыли идет на развитие российских технологий и производства.

  По такой схеме именно и работают две крупные компании - "Рубин" и "СОКОЛ". В частности, в 2002 г. компания "Сокол" запланировала выпуск 230 тыс. единиц вместо 60 тыс. в 2001 г. Это около 21% рынка отечественных телевизоров. Сумма налоговых платежей в бюджет предположительно составит около 1 млн. долларов.

  Есть еще один немаловажный момент для любого производства: вопрос комплектующих. В настоящее время на территории СНГ ряд заводов (ВЭЛТ, Интеграл, МРТЗ, Росламинат, ЗАО Российская электроника) производят комплектующие для телевизоров. Однако эти предприятия тоже имеют свои проблемы и потому пока что не могут гарантировать воспроизводимость качества даже в пределах одной партии. Кроме того, цены на ряд отечественных комплектующих выше (иногда на 300%), чем на импортные.

  Позиция всех участников рынка телевизоров в России, высказанная от их лица на пресс-конференции - отечественным производителям электроники необходима комплексная правительственная программа поддержки производства. Тогда российские телевизоры смогут лидировать и стать конкурентоспособными на потребительском рынке.

Наталия Курбанова, обозреватель "ТГ".    



Copyright Сокол, 2003 г.
sokol@sokol-tv.ru