О компании
Новости
О нас пишут
Технологии
Продукция
Покупателям
Партнерам
Контакты
Видео
Вопросы и ответы
Новинки
   Почему государству выгодно развивать производство в своей стране?

   Российские производители телевизоров

   Отечественные комплектующие

   "СОКОЛ" - отечественный производитель телевизоров

   Что необходимо отечественным производителям электроники?

   Что это даст государству?

   Рынок телевизоров в России

   2 апреля 2002 г. торгово-промышленная компания "Бытовая электроника "СОКОЛ" провела пресс-конференцию на тему: "Отечественный производитель телевизоров. Кто он?". Пресс-конференция состоялась в здании Делового центра Торгово-Промышленной палаты РФ. Спикерами пресс-конференции выступили Генеральный директор ТПК "Бытовая электроника "СОКОЛ" Тиманов Д.В., коммерческий директор ТПК "Бытовая электроника "СОКОЛ" Левантовский А.В. и президент ассоциации РАТЭК Пляцевой А.М. Спикеры рассказали о ситуации на российском рынке производства и продажи телевизоров, о проблемах российских производителей телевизоров, их планах и перспективах, проблемах и возможностях их решения. На пресс-конференции был предложен анализ различных видов производства телевизоров и поднят вопрос о необходимости комплексной программы поддержки отечественного производства.



Почему государству выгодно развивать производство в своей стране:


Импортируемый телевизор Отечественный телевизор
  1. Таможенная пошлина.

  1. Таможенная пошлина на комплектующие (почти равна таможенной пошлине на ввоз готового изделия)
  2. Налог на имущество
  3. Налог на недвижимость
  4. Рабочие места
  5. Налог на заработную плату сотрудников
  6. Оборотный налог
  7. Налог на прибыль
Вверх

   Российские производители телевизоров


   В настоящее время российские компании осуществляют производство телевизоров по трем схемам.
   Во-первых, существует "отверточная" сборка SKD (Semi Knock Down), которая предполагает, что все комплектующие, включая корпус и упаковку, закупаются (зачастую в виде собранных "узлов") у одного поставщика, как правило, в Китае или Корее. На линию, таким образом, поступает разобранный телевизор, и производителю остается только собрать все детали воедино при помощи отвертки (отсюда и название). Выгода от такой сборки в скором времени потеряет свою актуальность - согласно проекту приказа ГТК РФ таможенные тарифы на ввоз разобранного телевизора и на ввоз готового изделия сравняются. К этому типу сборки, по сути, относятся все производства известных зарубежных брэндов на территории РФ (Samsung, LG, Thomson, Philips).

    Преимущества:

  1. Обеспечение россиян рабочими местами.
  2. Налоговые платежи в казну РФ.
  3. Преобразование российского нерентабельного предприятия в эффективное производство.
    Недостатки (для зарубежных брэндов, осуществляющих производство на территории России):

  1. Реинвестирование прибыли идет на развитие иностранных технологий и производства.
  2. Введение в заблуждение покупателей.
   Во-вторых, существует сборка "узлами" СKD (Complete Knock Down): производитель закупает готовые "узлы" телевизора в виде набора комплектующих у 2-3 поставщиков и собирает все это под собственной торговой маркой. В этом случае производитель во многом зависим от своих поставщиков: "начинка" телевизора составляется исключительно по готовой схемотехнике импортера. Такой схемы производства придерживаются российские компании Erisson и Rolsen.

    Преимущества:

  1. Обеспечение россиян рабочими местами.
  2. Налоговые платежи в казну РФ.
  3. Преобразование российского нерентабельного предприятия в эффективное производство.
    Недостатки:

  1. Слабая поддержка стандарта SECAM (иностранные компании и поставщики отдают предпочтение стандарту вещания PAL).
  2. Отсутствие собственных электронных разработок.
   В-третьих, существует полный технологический процесс, основанный на know-how компании. Производитель сам делает разработку схемотехники и софта, на основании чего поэлементно закупает комплектующие и проводит технический анализ соответствия. Только после этого начинается непосредственно сборка печатных плат и телевизора. Помимо этого, производитель покупает пресс-форму и изготавливает корпуса. Такая организация производства позволяет оперативно внедрять мировые новинки радиоэлектроники, обеспечивает адаптацию к условиям местного вещания и дает максимальные преимущества по критерию цена-качество. Характеристики этого вида производства таковы:

  • собственная разработка схемотехники и сборка печатных плат
  • создание софта для телевизоров
  • юстировка кинескопов специалистами компании
  • разработка оригинального дизайна продукции
  • собственное производство корпусных деталей и упаковки.
   Производство телевизоров по такой схеме осуществляют 2 крупные компании "СОКОЛ" и "Рубин". В сегодняшних условиях такой вид производства является максимально перспективным для государства, так как только углубленное производство сможет развить российскую производственную инфраструктуру.

    Преимущества:

  1. Обеспечение россиян рабочими местами.
  2. Предоставление рабочих мест высококвалифицированным специалистам-электронщикам.
  3. Налоговые платежи в казну РФ.
  4. Преобразование российского нерентабельного предприятия в эффективное производство.
  5. Реинвестирование прибыли идет на развитие российских технологий и производства.

    Недостатки: отсутствуют. Вверх



   Отечественные комплектующие


   В настоящее время на территории СНГ ряд заводов (ВЭЛТ, Интеграл, МРТЗ, Росламинат, ЗАО Российская электроника) производят комплектующие для телевизоров. Однако производители предпочитают сотрудничать с иностранными поставщиками, так как российские не могут гарантировать воспроизводимость качества даже в пределах одной партии. Кроме того, цены на отечественные комплектующие выше (иногда на 300%), чем на импортные. Чтобы удержаться в своей ценовой нише (стоимость отечественных марок на 10-15% ниже, чем импортных) и сохранить высокие стандарты качества, все российские производители телевизоров вынуждены закупать комплектующие за рубежом. Поэтому определять "отечественного производителя" по критерию "отечественные комплектующие" в сегодняшних условиях невозможно. Вверх




   "СОКОЛ" - отечественный производитель телевизоров:


  1. сумма налоговых платежей компании "СОКОЛ" и завода в 2002г. составит около 1 млн. долларов (без учета таможенных платежей)
  2. компания предоставила россиянам 600 рабочих мест, включая 100 рабочих мест для высококвалифицированного персонала
  3. ежегодные налоговые платежи в расчете на 1 сотрудника компании приносят государству около 1700 долларов
  4. возрождение эффективного производства
  5. обеспечение заказами российское предприятие ЗАО "Стора Энсо Пакаджинг", что дает государству налоговые платежи с этого производства. Вверх



   Что необходимо отечественным производителям электроники?


   Необходима комплексная правительственная программа поддержки отечественного производства, включающая в себя как минимум:
  • отмену налога на имущество на комплектующие и сырье для российских производителей или создание на территории заводов режима таможенного склада
  • снижение таможенных пошлин на ввоз комплектующих
  • создание равных конкурентных условий для отечественных производителей и производителей из других стран (Белоруссия) и регионов РФ (Калининград).

   Российские телевизоры недостаточно конкурентоспособны только из-за отсутствия поддержки государства.


Иностранный телевизор Отечественный телевизор
Комплектующие от ведущих производителей
Высокий уровень технических разработок
Высокое качество сборки
Гарантийное и сервисное обслуживание
Поддержка собственного государства Нет поддержки государства
Вверх

   
Что это даст государству?


  1. увеличение конкурентоспособности отечественных телевизоров
  2. вытеснение из "теневого" оборота "черного" импорта
  3. выход отечественных производителей на экспортный рынок (в страны СНГ, Восточной Европы, Монголии и Казахстана)
  4. расширение производства и увеличение оборота отечественных компаний-производителей, что обеспечит рост налоговых поступлений в казну
  5. обеспечение рабочими местами трудоспособного населения России. Вверх

   
Рынок телевизоров в России


   По итогам 2001г. в России было продано 4 млн. телевизоров. Из них зарубежные марки составляют 2 950 000 единиц (73,75%). Российских телевизоров (без учета продукции из стран СНГ) в 2001г. было продано 550 тыс., что составляет 13,75% от общего числа продаж. Количество проданных в России белорусских телевизоров (торговая марка Horizont и Витязь) - 500 тыс. (12,5%).

   Наиболее популярными в нашей стране остаются все-таки зарубежные марки (часть своего производства они осуществляют на территории РФ):

Марка Продажи
в 2001г. (шт.)
Доля рынка
в России в 2001г.
Производство на территории РФ Доля производства
в РФ (%)
Samsung 1 200 000 30% г. Новгород 5
LG 1 000 000 25% г. Фрязино 35
Daewoo 200 000 5% - -
Thomson 150 000 3,75% г. Калининград 25


   Несмотря на то, что за 2001 год цены на отечественные телевизоры выросли в среднем на 8%, российским производителям удается удержать цену на 10-15% ниже иностранных аналогов. Это отражается на распределении продаж импортных и отечественных телевизоров по территории России: в регионах, где уровень доходов населения ниже, чем в столице, процент продаж российских марок на 40% выше, чем в Москве. Покупателями отечественной техники являются, в основном, россияне со средним уровнем дохода $200 в месяц. Это, как правило, служащие и члены их семей в возрасте 35-50 лет и пенсионеры, ориентированные на покупку функциональной надежной бытовой техники по оптимальной цене, не стремящиеся к приобретению раскрученных зарубежных брэндов. Основная тактика российских производителей - продавать телевизоры с аналогичными возможностями по ценам ниже, чем у конкурентов. Особенно преуспели отечественные компании в сегменте недорогих (менее 300 долларов) телевизоров, причем наиболее популярными остаются модели с классической диагональю - 14``, 20`` и 21``.

Российские брэнды представлены на рынке 3 крупными компаниями:

Торговая марка Производство (тыс. шт.) Доля рынка в сегменте отечественных телевизоров (%)
2001г. В плане на 2002г. 2001г. В плане на 2002г.
Рубин 300 550 55 50
СОКОЛ 60 230 11 21
Rolsen 120 200 22 18
Другие 70 120 12 11
Итого 550 1 100  


   Производство российских телевизоров по углубленной схеме (полный технологический процесс) осуществляется 2 крупными компаниями: "СОКОЛ" и Рубин. Доля отечественных телевизоров в 2002г. составит 25% от общего числа продаж (из расчета, что в 2002г. на российском рынке планируется продать 4,4 млн. телевизоров различных производителей). Тенденции развития отечественного производства телевизоров следующие: выпуск моделей с плоским экраном, расширение потребительских функций телевизоров, ориентация на эксклюзивность дизайна корпусов, предоставление гарантийного и сервисного обслуживания. Вверх




Данные предоставлены аналитическим отделом ТПК "Бытовая электроника "СОКОЛ".

Copyright Сокол, 2003 г.
sokol@sokol-tv.ru